Что такое вторичная выгода и как выйти из зоны комфорта?

Очень часто человек долго не может выбраться из одного состояния в другое, перейти с одной работы на другую, изменить что-то в своей жизни. Вроде бы все плюсы желаемого состояния на лицо, но до действий так и не доходит.

Возникает законный вопрос: ПОЧЕМУ?

— Почему человек не переходит на новую работу, где больше платят, где есть перспективы карьерного роста?

— Почему человек не завершит мучающие его болезненные отношения и не уйдет к тому, с кем ему лучше и комфортней?

— Почему человек выбирает худшие для себя варианты?

Ответ на это вопрос и прост, и сложен одновременно.

Что же мешает выйти из зоны комфорта?

Я много раз слышала такую поговорку – «знакомое зло – хуже незнакомого».

Человек выбирает знакомое, потому что боится неизвестности. В этом знакомом для него зле есть что-то, что не пускает его в эту лучшую неизвестность.

Например, почему человек не перейдет на новую работу, где больше платят?

1. Он знает эту работу, знает круг обязанностей – что с него спросят и как спросят, знает, где можно пофилонить….

2. Знает начальника, понимает, когда к нему можно подходить для решения вопросов, когда нет, когда он может наказать, а когда и на что закроет глаза.

3. Знает, как общаться с коллегами. Знает, кто «стучит» начальнику и с кем надо быть осторожней. С кем-то сложились хорошие отношения взаимной поддержки и уважения — и это очень мощный аргумент, под названием «хороший коллектив», который удерживает от ухода в новый, где неизвестно кто может подставить.

4. На этом месте человек обрел определенный авторитет, а в новой компании его нужно будет нарабатывать заново, а это всегда стоит дополнительных усилий.

И так далее. И таких пунктов может быть огромное количество. И, обычно, только когда минусы перевешивают – человек уходит в другое место.

Что может перевесить вторичные выгоды?

Но если человек осознает, что его развитие в этой компании остановилось, и развитие для него важнее хороших отношений, то он ищет новое место работы.

И тогда он понимает, что отношения с интересными ему коллегами он может сохранить и после ухода, и находит аргументы в пользу того, что он может выстроить хорошие отношения в любом коллективе, обладая определенными навыками. И он ищет способ развить, натренировать этот навык и идет дальше, в новый коллектив.

Человек позволяет себе проявлять исследовательский интерес:

— А что будет, когда я буду там?

— А что будет, когда я буду таким?

— А что будет, когда у меня будет то или это?

И начинает исследовать свои новые состояния, новые возможности.

И этот исследовательский интерес гораздо сильнее страха выйти из зоны комфорта.

А насколько силен ваш исследовательский интерес?

Практически каждый человек может вспомнить в своей жизни момент, когда он чего-то боялся, но интерес победил.

Но если наградой за этот интерес было наказание, то это и является травмой, удерживающей человека от познания нового.

Давайте рассмотрим пример.

Когда ребенок, желая оценить окрестности с высоты птичьего полета забирается на дерево или на крышу, он получает новые яркие впечатления о том, как выглядит мир с другой точки, и о том, что там все не такое, как снизу. Он видит то, чего не мог видеть с земли, он видит новые дорожки к интересным местам, к которым он обязательно пойдет, когда спустится.

Он делится впечатлениями с родителями, но перепуганные за жизнь и здоровье ребенка родители отругали его за это, или чего хуже, наказали.

И чтобы не упал и не сломал себе чего, взяли с него обещание, что он больше не будет лазить по деревьям и вообще забираться так высоко.

И родители живут себе спокойно, а ребенок принял на веру их мнение о том, что забираться так высоко – опасно. И живет себе этот повзрослевший ребенок, ходит по земле, работает на обычной работе, рядовым сотрудником, и даже не может взглянуть на свою жизнь сверху, потому что забираться высоко – опасно.

И это та травма, которая лежит в основе вторичной выгоды, мешающей покинуть зону комфорта. Та травма, которую нужно отпустить, то убеждение, которое нужно заменить на новое, чтобы человек пошел дальше, выше, в своем развитии, в карьере, в отношениях.

Или другой случай.

Девочка и мальчик исследуюn половые различия друг друга. Это совершенно естественный процесс познавания. Но заставшие за этим делом родители просто в шоке. И этот шок привел к тому, что детей отхлестали ремнем, объяснив им, что они делают непристойные вещи.

И эта травма лежит в основе такого понятия, как «фригидность», потому что родители «объяснили», что все что связано с половыми органами – непристойно.

И эти повзрослевшие мальчик и девочка могут вообще никогда не завести семью, потому что испытывают страх перед сексуальными отношениями. А если семья есть, то радости и удовольствия от интимной близости они вряд ли испытывают.

Вы спросите: причем здесь интимная жизнь?

И в том, и в другом случае у ребенка появляется связка – исследовать мир – опасно. Это становится подсознательной программой взрослого человека, которая влияет на все сферы его жизни. И эта программа очень сильно мешает человеку выходить из зоны комфорта и получать удовольствие от жизни.

Что делать, если такая программа есть?

Осознание – уже половина успеха.

Нужно найти момент полученной травмы, поблагодарить родителей, за тот опыт, который вы уже получили, и выбрать новый опыт, новую программу, в которой ИССЛЕДОВАТЬ МИР БЕЗОПАСНО.

И пробовать исследовать мир, начиная с мелочей, каждый раз фиксируя внимание на том, что никакой опасности для вас в этом нет.

Ну а если хотите сделать это быстро и безболезненно, то приходите на консультацию.

С радостью помогу,

с уважением, Галина Суслина