Возрастные кризисы можно сравнить с новыми уровнями в компьютерной игре. С прохождением каждого кризиса тебе открываются новые возможности.
1. Рождение — выход в открытый космос. Через огромные физические перегрузки в новый мир. Из безопасного защищённого пространства непонятно куда. Пуповину отрезали и сказали сам теперь. Сам грудь соси, сам в туалет ходи. Новые физиологические возможности.
2. 1 год. Уже осознание себя отдельно от мамы. И чаще всего самостоятельно ходить начинает ребёнок, может дотянуться до того, что плохо лежит. Формируются желания и способность их реализовывать.
3. 3 года. Я сам. Тут уже большая самостоятельность. Сам оделся, застегнулся, шнурки завязал, сам может маме помогать полы помыть, еду готовить, и когда родители принимают его новый уровень самостоятельности, то они доверяют ему и он получает некоторую степень ответственности за свои действия.
4. 7 лет. Социализация и обучение в школе. Взаимодействие с учителями и новый уровень ответственности.
5. 10-11 лет — осознавания себя частью группы, желание принадлежности и принятия, признания сверстниками. Желание самоутвердиться в группе. Самоуважение порой за счет протеста.
6. 14 лет — гормональная перестройка, осознание себя и своей половой принадлежности. И по сути своей созревание физическое произошло, а его принятия ещё нет и что с этим делать непонятно. Многим Тело кажется чужим и неуклюжим. И хочется понимания и принятия.
И первое принятие, понимание и близость душевная в это время чаше всего с друзьями и подругами своего пола. Так проще принять своё тело, свою женственость девочке и мужественность мальчику, в том числе неидеальную.
Особено при том, что с родителями такой близости нет и никто не разговаривает ни об изменениях, ни о новых потребностях.
В это же время вместе с перестройкой физического начинается перестройка сознания. Подросток хочет доказать родителям и сверстникам свою взрослость.
Ему надоел контроль родителей, он протестует. По поводу и без. Родители беспокоятся. Или не беспокоятся, что расценивается как отсутствие любви. И непонятно, что лучше в это время. Понятно одно, что отношения должны выйти на новый уровень.
До тех пор, одной из форм протеста может быть вызов социуму с его традиционными связями и семейными ценностями. И протест против своей истинной природной сути.
Когда этот кризис завершается, когда принятие себя происходит в полной мере, когда подросток перестает воевать и с собой и с миром, то в качестве бонуса на новом уровне человек получает новый уровень возможностей — принятие своей взрослости.
Здесь он уже не боится строить отношения с противоположным полом и к партнерские отношения, получая свободу от страха внешнего одобрения или осуждения.
Так что, однополые связи с психологической точки зрения — это незавершённый выход из кризиса пубертатного периода.
И чаще всего начиная с кризиса трехлетнего возраста + принятие новой ответственности за себя самого.
7. 17 лет-21 год. Это уже переосмысление и принятие своей половой идентичности и переход в отношения с противоположным полом. В это время происходит оценка партнёрских отношений и осознание потребности в семье, в продолжении Рода.
Параллельно начинается профессиональная реализация, обеспечение материального достатка.
8. 21-28 лет
Принятие ответственности за создание семьи, рождение детей, их воспитание и материальное обеспечение.
Карьерный рост, профессиональные достижения.
9. 28-35 лет
Кризисы отношений в семье, с детьми, в карьере и их стабилизация. Профессиональные и личные амбиции и поиск способов их удовлетворения.
10. 35-42 года
Кризис среднего возраста — подведение итогов и переоценка всех сфер жизни. Потребность в новых ощущениях и смыслах.
При неудовлетворённости — поиск нового, порой с резкой сменой всей жизни.
11. 42-49 лет
Кризис середины жизни. Принятие зрелости, мудрости, потребности в передаче знаний.
Новый статус (создание семей детьми и появление внуков). Выход на новый уровень /смена профессиональной реализации.
12. 49-56 лет и далее
Наставничество. Актуализация заботы о здоровье. Принятие безусловной радости жизни.
***
Конечно, в наше время есть тенденция и уже происходит омоложение общества и смещение проживания кризисов. В том числе, из-за отсутствия обучения, понимания, инициаций.
Особенно, если имеют место травмирующие события.
С ними, да и вообще с кризисами, лучше сразу разбираться с профессиональной поддержкой, чтобы не зависнуть в кризисе надолго.
Могу помочь.
© Галина Суслина,
бережный психолог, энерготерапевт,
архетипотерапевт,
автор книги «Сказки_жизни»
автор т-игры «Право на любовь»