— Мама, я завтра иду на день рождения!
— Почему ты не спрашиваешь моего разрешения, а ставишь меня перед фактом?
— Ну, это моя подруга. И потом, мам, я уже не маленькая! Мне 14 лет!
…
Да, мама волнуется за дочь (или за сына). Ей нужно знать, что её ребёнок в безопасности. Она пытается контролем эту безопасность усилить.
Именно поэтому, она спрашивает, где он и с кем.
Дочь (сын) взрослеет и показывает свою взрослость, пытается отстоять своё право на самостоятельные решения.
Кризис пубертатного периода — это по сути, последняя попытка, это сделать.
И если это не произошло, если родители не приняли его самостоятельность, то переход ко взрослости не состоялся.
Ребенок решил, что он не справился и перестал пытаться.
А дальше — апатия, нежелание ничего делать, непонимание, чего хочется, потеря интереса к жизни, депрессивные состояния, потеря смысла и суицидальные мысли.
Пока ребёнок бунтует, проще пересмотреть своё отношение к нему и ситуации, и договориться с ним о границах его ответственности и его обязанностей.
И обязателен разумный контроль результатов, с анализом ошибок и похвалой за старания и достижения.
Ведь одна из самых больших обид и детей, и подростков, и взрослых звучит так:
— Как бы я ни старался (ни старалась), всё равно никто не похвалил…
Вспоминайте себя в возрасте ваших детей, чтобы лучше понять их. Вспоминайте то, чего вам не хватало на самом деле.
И старайтесь как можно больше обсуждать с ними, доверять им, и поддерживать.
О том, когда начинать формировать самостоятельность читайте в следующем посте
С уважением, Галина Суслина
Запись на консультацию здесь