Как защитить ребёнка от расчеловечивания?

После жуткой трагедии в Крокусе кроме примеров огромного мужества, единения и человечности всплыли неприятные (и это мягко сказано) вещи. Мы видели ролики, в которых звучали жестокие высказывания, в основном от подростков, хотя не только от них, оправдывающие произошедшее.

Как такое могло произойти?

Кроме пропагандистских манипуляций, на которые они могли купиться в своих подростковых протестных настроениях, есть в этом очень важный сигнал и для родителей и для общества в целом.

Расчеловечивание происходит не сразу и для него, как для микробов и паразитов должна быть создана благоприятная среда. А среда — это в первую очередь семья, это отношения между родителями и отношения с детьми.

Дети, как губка, впитывают то, что происходит вокруг. Впитывают больше бессознательно, чем осознанно. Они впитывют те ценности, которые транслируются в их окружении.

Когда для родителей ценность денег или достижений стоит выше человеческих качеств и чувств, ребёнок вычеркивает их и из своей стстемы ценностей.

Как это выглядит?

— Родители много работают и им некогда общаться с ребёнком.
— Родители «откупаются» деньгами (вещами, подарками) вместо общения.
— Родители поощряют вседозволенность, оправдывая «ну он же ребёнок, вырастет — поймёт» .
— Родители реализуют через ребёнка свои амбиции, ценят только его достижения, гордятся и хвастаются ими, но и не поддерживают его в неудачах.
— Родители обесценивают чувства ребёнка, учат подавлять эмоции, а не управлять ими.
— Родители оправдывают жестокость. Это может быть как жестокость ребёнка к ним самим, к ровестникам, к животным, так и жестокость родителей к ребёнку (в первую очередь претензии и недовольство к ребёнку, неуважение его чувств и желаний).
— Родители стыдятся ребёнка.

Это далеко не всё, но это самое основное, с чем чаще всего приходится сталкиваться.

И это всё проявление родительской невнимательности к детям.

Это воспитание с позиции превосходства (жестокости) или унижения (вседозволенности).
В этом нет самоуважения родителя.
Ребёнок это хорошо чувствует и, подрастая, давит родителю на больные точки, обесценивая его заслуги. Основные эмоции в отношении подавляющего родителя — страх и ненависть, в отношении жертвующего, живущего для ребёнка — пренебрежение.

Так что же делать, если узнали свои проявления в отношениях с собой и с детьми?

Именно в отношениях с собой произошёл главный перекос и нужно, безусловно, учиться уважать себя и своих детей.

Уважение — это общение, это внимание, это искренняя заинтересованность, это уделённое время.

Можно ещё много чего написать, но самое основное:
Общение, разговоры, душевность, заинтересованность.

Чтобы понять своего ребёнка, нужно задавать ему вопросы.
И это не вопросы-претензии, вопросы-возмущения:
— Почему ты не сделал?! или
— Почему сделал не так как я сказала?!

А вопросы для понимания мира и эмоций ребенка:
— А чем ты был занят? А что в этом для тебя интересного?
А что тебе в этом нравится?
А что ты при этом чувствуешь?

Вопросы для понимания его логики и причинно-следственных связей:
— А почему ты выбрал такой способ? Чем он для тебя интересней? А как можно по-другому?

— А бы сделала вот так. Потому что…

После таких вопросов ребёнок начинает доверять, раскрывается в общении с вами, потому что он вам не безразличен, он вам интересен. Значит, вы его любите!

Это самое важное подтверждение, которое необходимо ребёнку, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Это безопасность своего мнения, своих эмоций, своих ошибок. Он видит, что есть разные варианты и легче принимает и вашу версию, и может выбрать и её.

И тогда ему не нужно будет искать, кого-то другого, кто его примет и поддержит, и куда выплеснуть свою боль и агрессию.

Когда вы спрашиваете, что ребёнок чувствует, какие эмоции он испытывает в свои сложные или радостные моменты, вы помогаете ему понять себя и справится с его эмоциональными переживаниями. Особенно, когда он испытывает боль, страх обиду, гнев, вызванные несправедливостью.

Когда вы говорите, что это нормально, он учится справляться, и выбирать другие способы действия, более эффективные в заданных условиях.

И тогда, своей болью он придёт к вам. И со всеми пугающими сообщениями он придёт к вам.

Потому что доверят вам, потому что уважает вас, потому что вы не усилите его боль, его страх, а поможете справится.

А видение разных вариантов, анализ происходящего, возможность посмотреть с разных ракурсов, — это важные аспекты критического мышления, как и проверка информации. И когда ребёнок наработает эти навыки, им нельзя будет манипулировать.

Он проходит возрастные кризисы гораздо проще, и во взрослую жизнь входит со способностью справляться с трудностями, видеть и принимать эмоции и свои и других людей, а не убегать от них. А это не только один из основных взрослых навыков, в этом и есть человечность .

Желаю вам любви и уважительных и доверительных отношений с вашими детьми.

Вам в помощь запись курса «Как научится управлять эмоциями?»

Индивидуальная терапия, если вы не справляетесь самостоятельно, тоже доступна, и в первую очередь для родителей.

© Галина Суслина,
психолог,
автор книги «Сказки жизни»