Кризис 3-х летнего возраста носит говорящее название Я сам
В предыдущей статье мы говорили, что в возрасте около 1 года происходит первое осознание ребенком себя, отдельным от мамы.
До трёх лет идет формирование самостоятельности, которое и закрепляет способность к достижениям. От того, насколько успешно (на сколько процентов) пройден это кризис, зависит будущая реализация человека.
Что происходит в этот период?
Сначала, исследуя мир, ребёнок трогает его и пробует его на вкус.
Задача родителя не оградить его от мира, что не набил шишек и не ругать его за самостоятельные исследования, постараться рассказать и показать.
Вместо окриков:
— Не трогай!
— Обожжешься!
— Порежешься!
— Ударишься!
— Упадешь!
Нужно показать ему что будет если…
Это — холодное, это — острое, смотри под ноги, чтобы не споткнуться, будь внимательней и т.д.
Ребёнок хочет сам одеться, потому что ему это интересно.
Но мама спешит в садик, на работу и не может ждать, пока он оденется, пока обуется, пока застегнет пуговки…
«Давай быстрее!» А хуже того: «Давай я».
Особенно, если что-то уже надел не так: наизнанку, задом наперед, не на ту ногу…
Мама раздражённо добавляет:
«Что ты не смотришь!»
«Горе моё»
Ребёнок хочет помочь маме на кухне, но слышит:
— Уронишь,
— Рассыплешь,
— Прольёшь,
— Разобьёшь…
И т.д.
— Я сама! – говорит мама. Маме так быстрее.
А для ребёнка в этом читается: мама говорит ему, что он не справился.
И все её посылы воспринимаются как команды к выполнению. Он тут же споткнётся, уронит, разобьёт. Потому что они звучат тоном, не допускающим возражения.
Мама же боится и ребёнок чувствует её страх и тоже пугается… и падает.
А вдогонку ещё получает раздосадованное:
— Я же говорила!!!
И некоторые ещё добавляют:
«Руки не из того места растут»
«Неувязки — тоже люди»
И даже когда это делается с юмором, ребёнок юмора не воспринимает.
У ребёнка пропадает всякое желание пробовать.
Потому что:
— «Мама же огорчается, когда я что-то делаю»
— «Я ни на что не способен»
— «Мама в меня не верит.»
— «Я ничтожество» (первый намек на суицидальные мысли которые очень ярко проявляются в пубертатном возрасте) .
Там ребёнок ещё будет делать попытки доказать маме:
«Я могу! Я справлюсь!»
И это основной всплеск протеста, поскольку — кризис пубертатного возраста — кризис закрепления самостоятельности. (Об это я тоже писала ранее).
Но если не получится самоутвердиться, доказать, поверить, то он
либо перестанет действовать вообще:
• Ничего_не_хочу
• Ничего_не_могу
(и тут апатия, депрессия, суицидальные настроения)
Либо будет всю жизнь доказывать, что со всем справится сам. Он, в конечном итоге, не сможет никому ничего доверять.
Из таких получаются хорошие трудоголики, взваливающие на себя всё и сразу.
Как мама, которая говорила:
«Я сама!»
Которая по сути, сама этот кризис прошла не до конца.
Настолько, что даже домашние задания за ребёнка стала делать!
Что делать со всем этим?
Сначала помочь Себе!
Принять тот факт, что есть уже взрослая жизнь и вам не нужно никому доказывать, что вы можете справиться. Вы уже со многим в своей жизни справились.
Как и ваш ребёнок.
Первое Упражнение и для вас, и для ваших детей одинаково (если они уже старше 7 лет).
1.Составить список своих достижений. Того, что вы можете делать самостоятельно!
Того, чем вы можете гордиться!
Даже если это умение наводить порядок или печь пироги (для мамы).
2. Помочь ребёнку увидеть его самостоятельные действия.
В первую очередь, увидеть их самой, отметить это для себя, начать уважать за них своего ребёнка!
И только потом озвучить это ребёнку, с уважением, поддержкой, похвалой, или даже восхищением! Обязательно делая акцент на том, что ОН САМ СПРАВИЛСЯ! Закреплять его веру в себя.
Ребёнку очень важна поддержка и вера в него. Как, в общем-то, и взрослому. Но вы сами уже можете себе её обеспечить. А ребенок — пока нет.
Верьте в своих детей! Поддерживайте их! Помогайте им становиться самостоятельными!
Начало темы читайте по ссылкам под постом.
И чтобы лучше понять себя и своего ребёнка вы можете воспользоваться записью занятия по работе в внутренними субличностями «Ребёнок. Родитель. Взрослый. Как гармонизировать из взаимодействие?», где даётся полный расклад взаимодействия наших мыслей и действий внутри и проявлениях их по внешнем мире. Самое главное, в этом занятии есть практические инструменты для исцеления внутреннего ребёнка.
Техники для работы с эмоциональными зарядами этих субличностей и восстановления спокойного эмоционального состояния, универсальны и помогут вам в работе и с другими травматичными ситуациями. В том числе, прощении обид на родителей и обретения той свободы и самостоятельности, которую многие так не получили, даже после ухода родителей в мир иной. Кроме того, вебинар включает в себя мощную медитацию «Встреча с внутренним ребенком», пройдя которую вы прочувствуете, ощутите ту любовь к себе, которой вам так не хватало все эти годы.
Запись занятия Вы можете приобрести за 1200 рублей и вводное занятие по курсу «Как управлять эмоциями?», одним из уроков которого и является работа с внутренним ребенком, вы получите в подарок.
Или можете приобрести весь курс, в котором 10 занятий с глубокой проработкой эмоционального состояния и гармонизации всей вашей жизни.
Курс сейчас доступен с максимально возможной скидкой 56% — всего за 4440 рублей.
Оплата на карту сбербанка 2202201952081509
На все ваши вопросы отвечу с радостью!
Пишите сюда
С уважением, Галина Суслина
Как научить ребенка самостоятельности и ответственности?
Правильно ли просить ребёнка обнимать родителя, когда ему плохо?