Ты – балбес! Ты – больной! Ты – недотепа! Ты — неудачник!
Люди стали говорить диагнозами.
А что такое диагноз?
Это констатация факта. Это научно обоснованное подтверждение того, что происходит.
У тебя — остехондроз! Это врачебный диагноз.
При этом, причина его тоже может звучать диагнозом!
1.Ты много времени проводишь за компьютером.
Или
2. Ты мало времени уделяешь физическим упражнениям.
Есть разница?
И то и другое об одном и том же. Но первое — это диагноз. Это становится оправданием, бессилием. Ведь это правда, это факт.
А против правды не попрешь. И человек смиряется с этой правдой, потому что она, как приговор.
А второе — это про возможности, про выход из проблемы:
— Уделяй движению времени больше и проблемы не станет.
Но с детства многие слышат только диагнозы. И сами начинают ими говорить.
«Ты невнимательный!»
Вместо того, чтобы сказать ребенку о неиспользуемых возможностях, родители, учителя, пригвоздили его диагнозом. И на его вопрос «почему?» он получает обоснование:
— Смотри, ты допустил ошибку. Или даже не одну.
И ошибки же действительно есть. Значит, уже не поспоришь.
И ребенок принимает это, как диагноз, с которым он не в состоянии что-то сделать.
Ведь Он — диагноз – утвержден компетентными Родителями.
И даже если они говорят:
— Тебе надо быть внимательным! – он не знает, как это. Он получил задание и торопится выполнить – получить результат, похвалу, и перейти к другой игре.
Вместо того, чтобы сказать Ребенку:
— Ты старался делать быстро, и это похвально.
Как думаешь, почему ты допустил ошибку?
И ребенок сам задумается. Он скажет, что спешил, что его что-то отвлекло, или что-то ещё.
— Что поможет тебе ошибок не совершать?
Чтобы открыть ребенку окно возможностей для наработки навыка внимательности. Чтобы он сам нашел решение и принял за него ответственность.
«Ты медлительный», «Ты – тугодум», «Тебя не дождешься!», «Ты – бестолковый», «Ты – неуч», «Ты — некультурный», «Ты- неудачник», «Ты – дурак!», «Ты – шалава»…
Можно долго перечислять те родительские, да и не только, установки, для многих становящиеся подсознательными программами.
Главный итог которых: «Ты – плохой».
Родители и, зачастую, учителя не научены общаться по-другому.
Они росли на стишках Маяковского, в мире, где есть только «хорошо» и «плохо». Где люди разделены на «хороших» и «плохих». На два диангноза.
А вот скажите, профессор, уважаемый в обществе, имеющий богатую библиотеку, избивающий свою дочь в течение 10 лет всем чем можно, бьющий её головой о батарею и ногами в живот, он «хороший» или «плохой»?
«Уважаемый» и «заслуживающий уважения» — это одно и тоже?
Может «хороший человек», «уважаемый человек», профессионал — быть «подонком»?
Может убийца – быть «хорошим»?
P.S.
Это не в оправдание ни первых ни вторых.
Люди очень боятся оказаться в когорте «плохих». Они боятся, что у них вырастут «плохие дети», что они выберут себе «плохие компании». Что они найдут себе «плохого мужа» или «плохую жену».
То есть, того, кто не вписывается в те рамки ХОРОШЕСТИ, которые придумали родители, приняты в роду, определены социумом, и т.д.
Почему выбирают «плохих»?
Они не «строят» из себя тех, кого в них хотели видеть, не стараются оправдывать чьих-то ожиданий.
Они – честные, такие – какие есть.
© Галина Суслина, бережный психолог, настройщик радости и любви
#жизнь #диагноз #возможности #любовь #плохой #хороший #плохой_хороший #насилие #абъюз #плохо #факты #честность #радость #помощьпсихолога #психологонлайн #исцелениеболи #Галина_Суслина