Частушки культура или бескультурье?

Давно обещала написать про частушки, и даже много раз начинала. Но всё как-то не складывалось до конца, всё чего-то не хватало.
Не хватало глубины осознания того, что скрывается за этим фольклорным жанром.
«От людей на деревне не спрятаться…» пели в одном известном фильме.
Действительно, деревенская жизнь отличается от городской очень сильно. Отличается не удобствами и комфортом, отличается особым укладом жизни, особой общностью людей. Отличается заинтересованностью друг в друге.

Безусловно меньшая населённость этому сильно способствует. Там все друг друга знают. Там на виду и горе и радость, и боль, и любовь.

Так вот, раньше наши предки водили хороводы. И любое событие отмечали в нём. Хоровод сочетал в себе все. И это не столько игра или развлечение, сколько особая энергетическая практика, в которой песни помогали усилить радость и пережить и боль.

Так вот, наши предки в хороводах помогали друг друг энергетически отпускать всё негативное. Помогали вопли и плачи. Существовали даже специальные плакальщицы – вопленницы. Культуру хороводов практически искоренили с приходом православной религии, возведя их в ранг языческих практик.

Кроме того, с приходом советской власти официально признаны разводы и культура семьи обесценивается.

В это же время в деревне и идет развитие культуры частушек.

Короткие четверостишья, часто наполнены сарказмом. Есть социальные частушки, а есть те, что про отношения и чаще всего носят обесценивающий характер. Я сейчас про них.

В деревне остаться без мужа для женщины было равнозначно – остаться на грани невыживания. Вести хозяйство в одиночку очень сложно даже и по сей день. А тогда в начале прошлого и подавно.

Кроме того, остаться без мужчины, быть брошеной – означало позор для женщины и для всей семьи.

И это не в городе, где никто тебя не знает. В деревне только выйдешь на улицу – все внимание на тебя. И сразу идёт и обсуждения и сочувствие или осуждение.

Выжить в таком эмоциональном состоянии сложно. А не выходить из дома – нельзя – хозяйство, колхоз и т.д.

Так вот, для того чтобы как-то подняться из состояния позора, девушки – женщины и сочиняли такие обесценивающие частушки. Они позволяли не отвечать на вопросы каждого, а объяснить всем, и своему возлюбленному в том числе, расставить все точки над И одним махом.

По сути, это трансформация песни-плача. Это отпускание своей боли в мини-хороводе, через общее песенное и танцевальное пространство, через выкрикивание и движение. Это выживательная деревенская культура, которая помогала как-то продолжать жить, не впадая в отчаяние и депрессию.

Это возможность выйти в люди на общий праздник, на которых одиноких женщин не особо приветствовали.

Так что частушки — это по сути элемент психотерапии.

На сей момент я это вижу именно так.

И моя тётушка Тамара, фильм о которой я недавно увидела со своими частушками – в стиле «Семеновна» помогла мне это осознать. За что ей огромная благодарность.

И её маме, тетушке Ефимье, которая вопила-причитала на похоронах моего отца, пытаясь помочь отпустить боль всем присутствующим, в том числе моей маме и мне. Но тогда я этого не понимала и злилась на неё.

Сейчас понимаю и искренне благодарю.

Думаю, вы помните моменты когда вам было больно, вы включали музыку на всю, танцевали и орали песни.

Если помните – напишите.

С любовью, Галина Суслина

Лучшее понимание традиций можно получить через соединенность с родовой энергией. В этом вам поможет курс «Как исцелить судьбу и получить Ресурсы Рода?»